Понятие и особенности рекрутмента

Office chairs in circle and a question mark on white background - 3d render

Сегодняшнее состояние российской экономики оставляет желать лучшего, однако большая часть организаций и производственных компаний по-прежнему находятся в постоянном поиске новых работников. И это породило возникновение такого нового понятия, как рекрутмент.

Рекрутментом называют привлечение, подбор и отбор профессиональных специалистов на вакантную должность. Решением всех этих вопросов зачастую занимаются специалисты по подбору персонала. В некоторых случаях бывает и так, что решение таких вопросов руководители компаний доверяют сотрудникам из специализированных кадровых агентств.

Рекрутмент и его разновидности

Рекрутмент персонала разделяется на два типа: внутренний и внешний. Внутренний рекрутмент предоставляет возможности карьерного роста для сотрудников, уже трудящихся на предприятии. Среди достоинств внутреннего рекрутмента можно выделить следующие:

  • Не нужно тратить время и деньги на поиск нового персонала;
  • Предоставление возможности новым сотрудникам спланировать свой карьерный рост в организации, что даёт возможность удерживать ценные кадры внутри компании и постоянно увеличивать качество работы сотрудников;
  • Кандидат, трудящийся в организации, намного лучше новичка ознакомлен со спецификой и особенностями работы. Именно поэтому у него намного лучше будет получаться достигать положительного и качественного результата работы;
  • Сотрудники, уже длительное время проработавшие в организации, смогли зарекомендовать себя только с лучшей стороны. Поэтому у руководства к ним выработался определённый уровень доверия.
  • Главным же недостатком внутреннего рекрутмента является слишком узкий круг претендентов на вакантную должность.

Внешний рекрутмент представляет собой процедуру, в ходе которой подбор кандидатов на должность из сторонних, независимых от предприятия источников. Среди главных достоинств внешнего рекрутмента можно обозначить следующие:

Кандидатов на должность выбирают из широкого круга претендентов. Здесь весьма уместным будет массовый рекрутмент. Этот процесс предполагает, что организация может вести отбор сотрудников сразу на несколько вакантных должностей из большого числа кандидатов.

Претендентов на должность в соответствии с требованиями внешнего рекрутмента можно отбирать по возрастным критериям.

Всегда есть возможность привнести что-то новенькое в уже сработавшийся и устоявшийся коллектив.

К недостаткам внешнего рекрутмента относят следующие факторы:

  • Слишком большие материальные траты на подбор и поиск квалифицированного персонала;
  • Есть большая вероятность того, что на работу будет принят человек, не соответствующий требованиям, предъявляемым к вакантной должности;
  • Контролирование процесса отбора персонала характеризуется самым низким уровнем.

Что такое рекрутинг?

Рекрутинг представляет собой процедуру найма работников при помощи специальных структур, называемых кадровыми агентствами. Вся процедура рекрутинга подразделяется на следующие этапы:

  • Поиск наиболее подходящих на должность кандидатов;
  • Подбор из всех отобранных претендентов тех, кто наиболее всего соответствует вакантной должности;
  • Отбор выбранных кандидатов;
  • Адаптация набранных сотрудников на предприятии;
  • Общение с агентствами рекрутинга.

Главная задача всех рекрутинговых агентств заключается в том, чтобы подбирать для каждого заказчика подходящих кандидатов на вакантную должность, и получать за это конкретную заработную плату. Некоторым кадровым агентствам оплата за предоставленные услуги осуществляется со стороны работодателя только после того, как подобранный ими кандидат успешно пройдёт испытательный срок.

Другие же кадровые организации требуют предоплату за предоставленные услуги по подбору персонала, а после завершения испытательного срока и устройства служащего на постоянное место работы получают ещё и процент от заработной платы рекрута.

Какие существуют типы рекрутинговых агентств?

Система современного рекрутинга состоит из 4-х направлений:

  • Веб-сайты и рекрутинговые системы поиска персонала;
  • Кадровые агентства по трудоустройству;
  • Хедхантеры;
  • Нишевые кадровые агентства.

Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.

Хэдхантеры или «охотники за головами»

Хедхантерами или «охотниками за головами» называют специалиста-рекрутера, который занимается подбором персонала для различных компаний. К услугам такого человека прибегают только в тех случаях, когда другие методы поиска оказываются малоэффективными.

Рекрутеры ведут поиск потенциальных кандидатов на должность своими силами, посещая для этого различные мероприятия профессиональной направленности, выставки и собрания. После того, как наиболее подходящий кандидат на должность будет найден, рекрутер занимается процедурой подготовки потенциального работника к анкетированию, собеседованию, интервьюированию и прочим техникам отбора персонала, с которыми тому, возможно, придётся столкнуться на различных этапах трудоустройства.

В некоторых случаях так называемые «охотники за головами» занимаются переманиванием сотрудников (естественно, по просьбе клиента) из других организаций или сфер профессиональной деятельности. Стоимость услуг рекрутеров в нынешнее время очень высока, и в некоторых случаях может достигать 30% от общей заработной платы претендента на должность.

Рекрутинговые агентства традиционного типа

К традиционным агентствам по подбору кадров можно отнести те организации, которые обладают официальным юридическим адресом и занимаются отбором персонала непосредственно в офисе компании. в данном случае информация о каждом из кандидатов заносится в единую картотеку, которая в дальнейшем передаётся клиенту.

Из отобранного кадрового резерва заказчик агентства отбирает для себя наиболее подходящие варианты для замещения вакантной должности. После этого все подходящие работники приглашаются на собеседование, анкетирование или тестирование. Оплата услуг агентства может осуществляться следующими способами:

  • Гонорар. Обычно такая форма оплаты осуществляется при подборе кандидатов на руководящие должности. Причём сумма оплаты разделяется на несколько частей. Вначале рекрутеру выплачивают 40% от общей суммы, затем – ещё 30%. Оставшаяся же сумма выплачивается после завершения процедуры поиска.
  • Комиссионные выплаты – их рекрутинговое агентство получает после того, как выбранный кандидат будет официально трудоустроен на должность. Сумма выплаты в данном случае будет составлять от 20% до 30% от заработной платы за год трудовой деятельности.
  • Почасовые выплаты – используются, в основном, для поиска работников на временные должности. Гонорар за предоставленные услуги выплачивается рекрутинговому агентству за подбор разовых сотрудников (например, тех специалистов, которые необходимы предприятию для единоразового выполнения работы).

Нишевые рекрутеры

Нишевыми рекрутерами называют узкоспециализированных специалистов, подбирающих профессиональные кадры для определённых специальностей. Этот метод подбора сотрудников даёт возможность рекрутерам предлагать различное количество вакансий претендентам.

Особенности отбора кандидатов по рекомендациям

Сейчас существуют специальные программы, по которым сотрудники, уже работающие на предприятии, могут давать свои рекомендации тем людям, которые только лишь претендуют на вакантные должности. И в том случае, когда рекомендованный соискатель всё-таки трудоустраивается работать на предприятие, то тот работник, который его порекомендовал, получает соответствующее денежное вознаграждение.

Агрессивный рекрутинг и его особенности

В современном кадровом деле существует ещё методика агрессивного рекрутинга, предполагающая проведение активного поиска и подбора квалифицированного персонала при помощи агрессивных методик. К особенностям такого рекрутинга можно отнести:

  • Постоянное привлечение сотрудников из других организаций;
  • Использование при поиске и подборе персонала современных методик позволяет настроить на сотрудничество даже самого привередливого кандидата.

Приёмы и методы, используемые при агрессивном рекрутинге

Агрессивные рекрутеры обладают своими способами и методиками поиска. Это, прежде всего:

  • Игра на чужом поле;
  • Выбор наиболее подходящего момента;
  • Использование в процессе работы лозунга «приобрети себе новую работу»;
  • Вербовка отдельных работников и целых отделов.

Рекрутерам приходится общаться со специалистами различного уровня в телефонном режиме, узнавая о планах и настроении потенциального сотрудника. И если рекрутер чувствует, что потенциальный сотрудник уже созрел для вербовки, он переходит к активным методам переманивания такого работника в новую компанию.