Адаптация персонала на предприятии

Адаптация персонала на предприятии – это один из важных способов управления рабочим процессом. Навыками правильной адаптации работников должен обладать каждый хороший руководитель предприятия. Адаптация персонала предполагает не только введение в курс дел организации новых сотрудников, но и обучение уже опытных работников, которых повысили в должности.

В адаптации нуждаются даже те работники, которые некоторое время отсутствовали (были, к примеру, на больничном или в отпуске). Весь процесс адаптации персонала осуществляется на двух уровнях: психолого-социальном и профессиональном. Он обязательно включает в себя общение с коллегами в свободное от работы время.

Система адаптации сотрудников базируется на профессиональной их подготовке с учётом предыдущего опыта работы на аналогичных должностях. Причём чем большим опытом будет обладать новичок, тем легче и быстрее пройдёт его адаптация в коллективе. При повышении в должности сотруднику также необходимо определённое время для адаптации и привыкания к новым условиям деятельности.

После того, как новый сотрудник принят на вакантную должность, у него начинается период привыкания к коллективу. В это время он знакомится с рабочей командой, выстраивает цели работы, оценивает окружающую обстановку, расставляет определённые приоритеты и выявляет тех людей, которые ему бы могли помогать на первых порах. Период адаптации – один из самых важных и ответственных для новых сотрудников, ведь именно в этот момент человек преодолевает некоторые трудности и проблемы, связанные с новой работой.

Во время адаптации новому работнику необходимо выработать правильную тактику поведения. По сути, у новичков в организации есть два пути: понять и принять условия труда и подружится с коллегами, либо же полностью отрицать выработанные тактики деятельности, тем самым подталкивая самого себя к увольнению. Руководство предприятия должно взвешенно и обдуманно подходить к реализации процесса адаптации новых сотрудников, улучшая качество приспособления к новым условиям и ускоряя процесс адаптации.

Целенаправленная адаптация

Адаптация персонала – это определённый порядок действий, предполагающий ознакомление новых сотрудников (или повышенных в должности работников) с особенностями, организацией и условиями трудового процесса на предприятии. От того, насколько правильно и эффективно будет протекать данный процесс, во многом зависит, будет ли новичок чувствовать себя комфортно и удобно в коллективе. Отрегулированный и чёткий порядок действий позволит новому сотруднику быстрее преодолеть неуверенность в себе (которая так часто возникает в ознакомительный период), познакомится и даже подружиться со своими коллегами. Если руководство предприятия подойдёт к организации адаптации новых работников с ответственностью, то организации удаться избежать так называемой «текучки кадров».

Адаптация персонала включает в себя несколько обязательных этапов:

  • Знакомство с особенностями работы предприятия, его сотрудниками и руководством. Часто этот этап проводится в форме интересного тренинга;
  • Предоставление новому сотруднику печатных материалов, рассказывающих об истории создания организации, её целях, задачах, условиях трудовой деятельности, организационных моментах и правилах техники безопасности;
  • Предоставление работнику обучающих материалов (в том случае, если обучающий процесс предусмотрен в данной организации);
  • Ознакомление нового служащего с информацией об испытательном сроке (предусмотрен ли он вообще, на каких условиях будет работать сотрудник в течение испытательного периода) и принятии на вакантную должность на постоянных условиях.

Перечисленные этапы должны выполняться в обязательном порядке, ведь от них зависит эффективность адаптации персонала. Лучше будет, если руководство предприятия назначит человека, ответственного за проведение адаптации новеньких и выполнение каждого из вышеперечисленных пунктов в отведённые для этого сроки.

Особенности проведения адаптации нового персонала на предприятии

Поиск новых сотрудников является длительным и трудоёмким процессом, имеющим важнейшее значение в процессах эффективной адаптации персонала. Сам период адаптации новичков на предприятии протекает в такой последовательности:

На протяжении 3-6 месяцев после прихода нового работника происходит ознакомление его с новыми условиями труда, коллективом и особенностями внутренней работы. И на этом этапе руководство и опытные сотрудники организации должны приложить максимум усилий, чтобы привить новичку умения и навыки, необходимые ему для работы в данной конкретной организации.

В течение первых трёх лет работы нового сотрудника необходимо периодически оказывать ему помощь в освоении рабочего процесса, свойственного конкретному предприятию. При этом желательно предоставлять сотруднику как можно больше свободы для принятия самостоятельных и взвешенных решений.

Служащие, трудящиеся на предприятии на протяжении более чем трёх лет, уже должны выполнять функции наставника по отношению к новичкам, курировать их рабочую деятельность, давать советы и рекомендации по правильному освоению рабочего процесса. Благодаря такому подходу налаживается вся система адаптации нового персонала.

Руководители частной компании или государственного предприятия должны продумать и процесс развития рабочего потенциала у своих сотрудников. Служащие должны иметь возможности для карьерного роста и стараться проявлять трудовую активность ещё в период адаптации. Это позволит им добиться успеха и занять высокую должность в выбранной организации.

Вышеперечисленные этапы адаптации сотрудников на предприятии неразрывно связаны с социально-психологическими аспектами. В период испытательного срока новый сотрудник накапливает необходимый для дальнейшей работы на предприятии опыт, одновременно закрепляя уже имеющиеся навыки и умения. Всё это придаёт работнику уверенности и желания продолжать трудовую деятельность именно здесь. На протяжении адаптационного периода новичок приобретает такие качества как целенаправленность и мотивация на групповой результат. Они помогают ему в дальнейшем успешно трудиться в команде, позиционируя себя её важным участником.

Разновидности адаптации

В профессиональной среде различают несколько типов адаптации персонала:

Организационная – предполагает ознакомление нового работника с особенностями деятельности предприятия, введение его в коллективную трудовую деятельность;

Профессиональная адаптация – ознакомление работника с особенностями профессии, предоставление помощи при внедрении в трудовой процесс;

Социально-психологическая адаптация – знакомство нового работника с коллективом с целью последующего плодотворного взаимодействия;

Психофизиологическая адаптация – реакция нового работника на смену деятельности, изменения рабочего графика и обстановки.

Организационная адаптация

Организационная адаптация – пожалуй, самый сложный тип. На этапе организационной адаптации сотруднику нужно будет вникнуть в суть рабочего процесса, изучить важнейшие организационные моменты и структуру всей деятельности предприятия. Если человек пришёл на предприятие впервые, то ему будет очень сложно самостоятельно разбираться во всех тонкостях трудового процесса. Именно поэтому ему необходим помощник (наставник), который разъяснит все правила и требования, действующие в пределах данной организации.

Привыкнуть к организации рабочего процесса новичок сможет намного быстрее, если руководство предоставит ему подробную и понятную должностную инструкцию.

Профессиональная адаптация

Процессы профессиональной адаптации проходят обычно в течение первого года (или полутора лет) после трудоустройства. Новый служащий приходит в организацию с определённым багажом знаний, имея за плечами некий опты работы на аналогичных должностях. Но при этом ему придётся осваивать и новые умения и навыки, без которых трудовая деятельность на выбранном предприятии будет малоэффективной. В период профессиональной адаптации сотрудник идентифицирует себя как специалист в выбранной профессии. И в это время очень желательно разъяснить новому сотруднику некоторые нюансы структуры рабочего процесса.

Социально-психологическая адаптация

Социально-психологическая адаптация предполагает социальное взаимодействие новичка с опытными сотрудниками организации. Причём это взаимодействие должно быть качественным и приносящим пользу предприятию. Хорошие компании, заботящиеся о профессиональном развитии своих работников, обязательно организовывают для коллектива разнообразные психологические тренинги, проводят корпоративные собрания и совещания. На таких мероприятиях сотрудники имеют возможность пообщаться в неформальной, дружеской обстановке, получше узнать друг друга.

Социально-психологическая адаптация персонала – очень важный аспект, без которого невозможно продуктивное выполнение работы коллективом.

Психофизиологическая адаптация

Немаловажную роль в рабочем процессе играет и психофизиологическая адаптация нового работника. Если раньше человек трудился по другому графику, или он ранее не работал не нормировано, то на новом месте трудовой деятельности такой сотрудник будет на первых порах сильно уставать (что плохо отразиться на его трудовой деятельности).

Все разновидности адаптации персонала должны применяться на любом предприятии, вне зависимости от его типа, структуры и организации. Чтобы новый сотрудник мог в полной мере раскрыть рабочий потенциал, необходимо, чтобы его адаптационный период протекал в лёгкой, непринуждённой и доверительной обстановке.