Особенности восстановления записей при утере трудовой книжки

Потеря трудовой книжки – явление не такое уж редкое. Для работника такая ситуация является большой проблемой, поскольку вместе с этим документом теряются данные о стаже работы. Кроме того, теряются ценные сведения о продвижении работника по карьерной лестнице, его наградах и званиях. Именно поэтому для многих людей так важно знать, как правильно восстановить трудовую книгу после её утери. Об этом и расскажет данная статья.

Правила восстановления трудовой книжки

Процесс восстановления трудовой книжки после её утери может называться по-разному. Например, если требуется восстановление документа целиком, то готовый документ называется дубликатом. Если сотрудник обнаружил утерю трудовой книжки, он должен тут же сообщить об этом руководителю предприятия, на котором работал в последнее время. С целью получения дубликата трудовой книги работник составляет заявление на имя директора организации.

Действующее законодательство РФ говорит о том, что после получения такого заявления от подчинённого руководитель должен в течение 15 дней выдать ему дубликат трудовой книжки. Огромным плюсом в данном варианте будет ситуация, когда работник заблаговременно сделал копии всех страниц трудовой книжки.  В таком случае восстановление документа пройдёт быстро. Работодателю будет гораздо проще восстановить трудовую книжку подчинённого по ксерокопиям, нежели поднимать архивы документации.

Рекомендации относительно оформления дубликата трудовой книжки на последнем месте трудовой деятельности обоснованы, ведь сотрудники кадровой службы той организации имеют все полномочия не только для восстановления всех сведений о трудовой деятельности работника в рамках данного предприятия, но и могут восстановить данные с предыдущих мест работы человека.

Восстановление записей в дубликате утерянной трудовой книжки предполагает копирование полезной информации не только о трудовой деятельности, наградах, званиях и полученных разрядах, но и сведения о стаже работы сотрудника. И здесь есть один нюанс. Если в оригинале трудовой книжки были какие-то записи, которые признавались недействительными, то в дубликате их не отображают.

Особенности восстановления записей при утере трудовой книжки

Как быть, если копий утерянной трудовой книги не осталось?

Гораздо сложнее будет восстановить трудовую книжку, если у сотрудника на руках не осталось её копий. Существует несколько способов восстановления утерянной трудовой книжки при отсутствии копий с неё. Самый известный из них заключается в отправке работодателем запросов в те компании, где ранее работал сотрудник. Такой запрос позволяет получить максимально достоверные сведения о трудовой деятельности человека. К числу подтверждающих документов в данном случае относятся те, в которых отображены сведения о:

  • Наградах;
  • Годах работы;
  • Занимаемой должности;
  • Назначениях.

После получения такой информации работник из отдела кадров того предприятия, где человек работал в последнее время, восстанавливает данные о трудовой деятельности сотрудника.

Как восстановить трудовую книгу, если прежняя компания-работодатель была ликвидирована?

Ещё одним способом восстановления информации, утерянной вместе с трудовой книжкой, является посещение самим работником тех организаций, в которых он когда-то трудился официально. Одной из серьёзных проблем, с которыми приходится столкнуться работнику на данном этапе, является ликвидация прежнего предприятия. Что необходимо делать человеку в таком случае, и сохраняется ли возможность восстановления утерянных данных?

Сотруднику нужно будет обратиться в архив для получения данных о своей прежней трудовой деятельности. Если нужные документы не будут найдены или работнику не предоставят доступ к архиву, ему лучше будет обратиться в суд, где получить подтверждение своей работы на ликвидированном предприятии. В данном варианте будет полезной любая документация, которая смогла бы подтвердить информацию о том, что человек когда-то работал в ликвидированной организации (это могут быть приказы, ведомости, договоры). Иногда в качестве свидетелей по таким делам суд приглашает других работников ликвидированной организации.

Особенности восстановления записей при утере трудовой книжки

Кому делегировать полномочия по восстановлению трудовой книжки?

Представленные выше способы восстановления трудовой книги являются очень затратными по времени. Особенно тяжело будет человеку заниматься процедурой восстановления в тех случаях, когда предприятия, где он ранее работал, находятся в различных  населённых пунктах. Но что делать работнику, если трудовая книга требуется ему срочно? В этом случае существует ещё один способ восстановления утерянного документа, который позволит провести данную процедуру быстрее.

Сейчас существуют специальные организации, занимающиеся восстановлением записей из утерянной трудовой книги. Естественно, работают они не бесплатно, но если человек хочет сэкономить своё время и быстро восстановить утерянный документ, он наверняка готов будет заплатить за такую услугу. В таких компаниях трудовые книжки восстанавливают как по ксерокопии, так и без наличия каких-либо вспомогательных документов.

Итак, можно подытожить всё вышесказанное, сказав, что трудовую книжку при утере можно восстановить, и для этого существует несколько способов:

  • Воспользовавшись ранее сделанными её ксерокопиями;
  • Обратившись за помощью к сотрудникам специализированных компаний, предоставляющих услуги по восстановлению трудовых книжек;
  • Восстанавливать утерянный документ, используя данные из архивов.

Помните, что для восстановления утерянной трудовой книги вам необходимо в первую очередь подать заявление на восстановление документа руководству компании, в которой вы на данный момент трудитесь. И только после этого можно заниматься поисками подтверждающих документов с предыдущих мест трудовой деятельности.